Самолеты все-таки иногда падают. Часть 1. Кто виноват?

«Летать-то они летают, да что ж все падают?». Таким был один из комментариев к моей первой опубликованной статье. Да, к сожалению, этот вопрос имеет право на существование. Как бы красив и элегантен не был летательный аппарат, он все же является аппаратом тяжелее воздуха, а законы природы действуют всегда точно, одинаково и, порой, безжалостно.

Поэтому время от времени мы становимся свидетелями неприятных, а часто и трагических событий. В специальном разделе авиационной науки, именуемом «Безопасность полетов», существует определение «летное происшествие». Если летное происшествие завершилось только лишь поломкой летательного аппарата, то его называют аварией. Если же были человеческие жертвы, то это уже катастрофа.

Сам по себе современный летательный аппарат достаточно надежен. Процессы разработки, постройки и эксплуатации его подчинены очень строгим правилам. Все жизненно важные системы и агрегаты многократно резервированы. Имеются достаточно большие запасы по прочности конструкции. Деятельность экипажа в течение полета обеспечивается и корректируется «умными» автоматами и компьютерами. Работа всех обслуживающих организаций и предприятий и, конечно, авиационных заводов тоже очень строго регламентирована.

И все же есть во всей этой без преувеличения сверхнадежной системе одно слабое звено. Это человек. Тот самый человек, который своим умом и руками создает изумительные по красоте и функциональности летательные аппараты, является одновременно генератором причин для большинства авиационных катастроф. Печально, но дела обстоят именно так, и называется это явление «человеческим фактором».

Согласно статистике, непосредственно на долю «человеческого фактора» приходится 75% причин летных происшествий. Из них 65% - это разного рода ошибки или неправильные действия летного состава, 10% приходятся на долю наземного обслуживающего персонала и диспетчеров.

Интересно, что при возникновении трагических событий практически всегда имеет место одна характерная особенность. Во многих информационных источниках, далеких от авиации, при упоминании возможных причин катастроф на первое место ставится отказ техники. И обычно один из самых смакуемых (особенно в России и в неавиационной среде) является вопрос: «Сколько лет летал самолет? Он, наверное, был старым?» Такого рода высказывания неправильны по существу. В авиации нет понятия «старый самолет». Есть понятие «неподготовленный самолет».

Это совершенно логично. Ведь правильная подготовка летательного аппарата подразумевает не только элементарную заправку его топливом (которая, впрочем, не так уж и элементарна), но и всесторонний учет налета и ресурса, тщательное, до мелочей, выполнение всех многочисленных регламентов, предписаний и инструкций и обязательный контроль за всеми этими действиями.

Поэтому, следуя все той же неумолимой статистике, на долю технических неисправностей на самом деле приходится только 20% случаев катастроф. Не так уж и много. Причем даже в этих процентах в определенном смысле присутствует «человеческий фактор». Ведь, строго говоря, техническая неисправность — это результат неправильных или некорректных действий либо наземного аэродромного персонала, либо персонала заводов авиационной промышленности, либо даже, в конечном итоге, ошибок или недоработок инженеров-разработчиков и конструкторов.

К сожалению, больше половины всех тяжелых летных происшествий случается по вине пилотов. Происходит это, во-первых, потому, что человек хоть и «царь природы», но существо довольно-таки несовершенное. Летчики, в общем-то, такие же люди, как и мы с вами, и ошибки иной раз совершают даже мастера своего дела, тем более, что летают они сейчас далеко не на «кукурузниках». С этим приходится мириться, потому что как бы ни был автоматизирован современный летательный аппарат, он не может пока (пока !) обходиться без человека, как в воздухе, так и на земле.

А во-вторых, качество работы летчика напрямую зависит от качества его подготовки, как базовой, так и повседневной. А оно, в свою очередь, от положения дел в авиакомпании и, в конечном итоге, в государстве, где эта авиакомпания обретается. Этот фактор, кстати, непосредственно влияет и на техническое состояние и подготовку к полетам авиационного парка.

То есть комбинация вполне проста и понятна: есть «государственная система» — будет и качество. Ну, а если «система» развалена или медленно и с трудом восстанавливается, то рано или поздно роковое стечение обстоятельств приведет, как говорится в официальных документах, к «столкновению с землей».

Известно ведь, что 85% всех авиакатастроф приходится на страны «третьего мира», где деньги и бизнес иногда становятся важнее принципов безопасности, а государство очень прохладно относится к своей важнейшей функции в этой области — контролю. Слава богу, это бывает только иногда.

К роковым относят и учитывают также такие маловероятные события, как теракт и даже уж совсем невероятные: столкновение с НЛО, метеоритом или украинской зенитной ракетой. Все такого рода события единичны, но они имели место, не исключены, видимо, и в будущем, и на их долю приходится порядка 5% случаев.

Так говорит статистика. Точно, но сухо и беспристрастно. А главное, мрачновато все как-то на первый взгляд. «Ну и что же теперь делать? — спросите вы. — Летать или не летать?» Для ответа на этот вопрос я приготовил следующую статью.


00:11 25.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Выбираем способ подключения к Интернету

Выбираем способ подключения к Интернету

Рано или поздно каждый обладатель домашнего компьютера задумывается о его подключении к сети Интернет. Ради общения с другими людьми, скачивания необходимой информации и так далее. В этот момент перед...
Ипотечный калькулятор: принцип работы, основные функции и описание программы

Ипотечный калькулятор: принцип работы, основные функ...

Если вы желаете оценить все плюсы и минусы ипотеки на собственном опыте, не спешите оформлять справки и отправляться в поход по банкам для получения необходимых сведений. Если вы занятой человек и цен...
Вкусные рецепты: Кабачки, запеченные с фаршем, Пудинг из моркови, чернослива, яблок и сухарей, Не совсем "Корейская" морковка :)

Вкусные рецепты: Кабачки, запеченные с фаршем, Пудин...

Кабачки, запеченные с фаршемКабачки (у меня были цукини) промыть, разрезать поперек, на 3-4 части. Из каждой удалить ложкой сердцевину и измельчить в блендере, можно добавить немного зелени. Затем обж...
Сервис differentinfo.ru

Сервис differentinfo.ru

для рекламодателей Когда на Вашем сайте, посетителей мало, система легко эту проблему решит. Medianaft. ru - это возможность недорого и быстро купить на ваш сайт трафик - посетителей. Минимум стоимо...
Выбор свадебного платья

Выбор свадебного платья

Свершилось… Вот оно, долгожданное предложение « руки и сердца » от любимого человека. Невеста, каждую минуту, с разными интонациями, прокручивает в голове свой новый статус. А сколько забот ждет впере...
Дизайн интерьера в японском стиле

Дизайн интерьера в японском стиле

В обычном японском домике вместо окон повешены деревянные стенные рамы в виде решетки сделанные из легких деревянных планок. Такие рамы называются сёдзи. Они с наружной стороны оклеиваются полупрозрач...
Самое интересное

Заправка холодильника фреоном

Каждый владелец холодильного оборудования, стремящийся к его бесперебойной и качественной работе, до...

GSM/GPRS-модемы Wavecom для быстрой разработки и в

Очень часто перед разработчиком GSM системы передачи данных возникает задача, когда рабочий вариант ...

Преимущества применения дерева (сосны) в качестве

Сосна для оформления интерьера и изготовления мебели, материал, имеющий ряд преимуществ, не вызываю...

«Книга Илая»: рукописи не горят? Новый сталкер пос

Сегодня каждый продвинутый зритель, имеющий доступ к Интернету или часто посещающий кинотеатры, имее...

Образование в Англии: школа Чартерхаус

История образования в Англии – это история ее великих политиков и ученых, богатых традиций и культур...

Характерные особенности применения современных гря

Ни для кого не является секретом тот факт, что буквально с каждым сезоном грязезащитные покрытия ста...

MSI Wind12 U230 — недорогой субноутбук на платформ

Недавно мы тестировали ноутбук с большим экраном, но в тоже время максимально облегченный по «внутре...

Хороший генератор Хонда. Обзор моделей и серий

Хороший генератор Хонда. Обзор моделей и серий Что отличает хороший генератор от так называемых &laq...

Как выбрать холодильник?

Я уже много лет работаю на крупном предприятии, производящем бытовую технику, в том числе и холодиль...

Почему возникает желание научиться шить?

В очередной раз вернувшись из магазина «Одежда для женщин» без покупки, но с благоприобр...



О информационном портале:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя обширный список информативных и занимательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать нужную информацию стало легко.

Мы собрали для вас информативные и интересные статьи. У нас портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас считанные секунды.