Кому с трудом дается первый класс?

В предыдущей статье мы рассмотрели, в чем состоят трудности обучения для первоклассников. Но почему же часть детей успешно осваивают школьные премудрости, а другая часть — со скрипом? Почему уже в первом классе ребенок становится неуспевающим?

На самом деле понятие «неуспевающий ученик» неоднозначно. Специалисты выделяют неуспеваемость, так сказать, глобальную (когда ребенок с удручающей стабильностью «не тянет» оба основных предмета — и математику, и русский язык, то есть письмо+чтение) и специфическую (неуспеваемость лишь по отдельным предметам: например, читает ребенок прекрасно, а вот математика ему не дается совсем — либо наоборот).

Объясняются эти два разных вида отставания в учебе (глобальный и ситуативный), конечно, различными причинами, но главные из них — недостатки в развитии познавательной сферы и низкая мотивация у ребенка.

Психологи выделяют обычно три группы неуспевающих первоклашек:

— детки с низкой интенсивностью учебной деятельности; — детки с низкой эффективностью учебной деятельности; — детки с сочетанием этих проблем в различной комбинации.

Дети, которых относят к первой группе, что называется, «не находят себя» в учебе. Как только выясняется, что учиться не так-то просто, ребенок теряет к учебе интерес и работает «вполсилы», потому что главными его мотивом является не познание, а стремление к признанию, похвале и/или лидерству. И если нет возможности быть первым в учебе, ребенок выбирает самый легкий для себя путь: он снижает интенсивность занятий до минимума (так, чтоб «не влетало») и концентрирует свои силы вместо этого на чем-то другом.

Хорошо, если это «другое» окажется социально приемлемым внешкольным занятием: спортом, прикладным искусством и т. д. Однако нередко дело обстоит хуже: ребенок пытается завоевать лидерство в классе «всеми правдами и неправдами», привлекая к себе внимание, как умеет — нередко и асоциальными способами.

Словом, эти дети ходят в школу не учиться, а общаться и самоутверждаться. Поскольку каждый ищет то, что ему более всего недостает, можно сделать вывод о том, что проблема кроется именно в недостатке приятия ребенка окружающими и самим собой, отсутствием у него в свои 7 лет спокойной уверенности в том, что он — хороший, любимый и успешный.

Детки второго типа, как говорится, и рады бы, да не могут. Их трудности объясняются тем, что у них просто не хватает словарного запаса, опыта общения и познаний об окружающем мире, общего интеллектуального развития. Это объясняется либо низким культурным уровнем родителей, которые не смогли всего этого обеспечить, либо микропоражениями коры головного мозга у ребенка (либо и тем, и другим вместе).

Отдельной подгруппой здесь можно выделить леворуких детей (их около 10% - то есть в каждом классе как минимум один найдется). Такие детки имеют определенные особенности мышления, они пишут несколько по-другому и даже думают не так, как «обычные» дети. К счастью, в наши дни практически уже не встречаются педагоги, стремящиеся «переучивать» таких малышей (поскольку тема о вреде такой «перековки» уже давно исследована и многократно озвучена): ведь это не порок, не каприз и не упрямство, это — особенность развития ребенка. Однако программа средней школы ориентирована по-прежнему на детей «традиционных», поэтому многие проблемы левшей по-прежнему остаются актуальными: им трудней дается письмо, и это именно их касается проблема «специфической» (то есть — однобокой) неуспеваемости.

Дети третьей группы наиболее проблемны в смысле прогноза развития ситуации: они психологически не готовы к школе. Другими словами, такие детки не умеют и не хотят учиться, им непонятно, зачем это вообще нужно и какое удовольствие можно получить от «добывания» новых знаний: интеллектуально они совершенно пассивны.

Вопрос «кто виноват» я намеренно не ставлю в данной статье, потому что ответ очевиден: те, кто воспитал ребенка таким — неуверенным в своих силах, нелюбопытным, умственно ленивым, безынициативным. Но дело не в этом: родители, конечно же, ждут не критики в свой адрес, а поддержки и рекомендаций — что теперь с этим делать.

Об этом и пойдет речь в следующей статье, поскольку преодолеть неуспеваемость на начальном этапе обучения очень важно: «неуспевающий» — суть «неуспешный», а мало кто хочет, я думаю, чтобы его ребенок шел по жизни с мироощущением неудачника…


13:23 02.06.2019



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Инфракрасная кабина (сауна)

Инфракрасная кабина (сауна)

Инфракрасную кабину изобрел японец Тадаси Исикава. У него на родине и на Западе эти устройства стали популярны еще десять лет назад. В нашей стране их начали продавать довольно недавно, однако они ста...
Как безопасно заказать копирайтеру статью или текст

Как безопасно заказать копирайте...

Понятно, что лучший выход – написать его самому, но это не всегда удается. Я, будучи профессиональным копирайтером, искренне не понимаю, почему люди не могут сесть и написать страничку текста по теме,...
Что такое здоровое общество? О крановщиках и офисном планктоне

Что такое здоровое общество? О к...

Если задуматься, у каждого из нас в арсенале телефонных номеров всегда найдется парочка знакомых юристов крупных компаний, не менее пяти менеджеров среднего звена, с дипломом одного из ведущих московс...
Вкусные рецепты: СЕЛЁДОЧКА ПОД ШУБОЙ, Тыква маринованная, Тортик "Масленица"

Вкусные рецепты: СЕЛЁДОЧКА ПОД Ш...

СЕЛЁДОЧКА ПОД ШУБОЙКартофель(в мундире),морковь и свеклу моем,варим по отдельности,до готовности,охлаждаем,чистим. Лук режем полукольцами,но тоненько,отправляем в салатницу,поливаем маслом и перемешив...
Вкусные рецепты: Постный свекольник с пампушками, Десерт "Фантазия", "Козёл в огороде" (мой вариант)

Вкусные рецепты: Постный свеколь...

Постный свекольник с пампушкамиСварить в отдельной кастрюльке, предварительно замоченную на ночь фасоль, сохранив водичку, в которой она варилась. свеклу хорошо помыть и завернув в фольгу не очищая за...
Почему Лев Гумилев так и не отомстил «неразумным хазарам»?

Почему Лев Гумилев так и не отом...

14 октября (1 октября по ст. стилю) 1912 года, 95 лет назад, в семье двух русских поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой родился первенец, которого нарекли Львом, с намеком на то, что он п...
Авто-мотоОбразованиеМода и стильБизнес и финансыДом, семья, детиМедицина и здоровьеКомпьютеры и СвязьКультура, искусство, историяСтроительство и ремонтЕда, рецептыИнтимная жизнь
Сейчас читают:

Новости развития информационнного портала:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя обширный список информативных и занимательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать нужную информацию стало легко.

Мы собрали для вас информативные и интересные статьи. У нас портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас считанные секунды.