Самолеты все-таки иногда падают. Часть 1. Кто виноват?

«Летать-то они летают, да что ж все падают?». Таким был один из комментариев к моей первой опубликованной статье. Да, к сожалению, этот вопрос имеет право на существование. Как бы красив и элегантен не был летательный аппарат, он все же является аппаратом тяжелее воздуха, а законы природы действуют всегда точно, одинаково и, порой, безжалостно.

Поэтому время от времени мы становимся свидетелями неприятных, а часто и трагических событий. В специальном разделе авиационной науки, именуемом «Безопасность полетов», существует определение «летное происшествие». Если летное происшествие завершилось только лишь поломкой летательного аппарата, то его называют аварией. Если же были человеческие жертвы, то это уже катастрофа.

Сам по себе современный летательный аппарат достаточно надежен. Процессы разработки, постройки и эксплуатации его подчинены очень строгим правилам. Все жизненно важные системы и агрегаты многократно резервированы. Имеются достаточно большие запасы по прочности конструкции. Деятельность экипажа в течение полета обеспечивается и корректируется «умными» автоматами и компьютерами. Работа всех обслуживающих организаций и предприятий и, конечно, авиационных заводов тоже очень строго регламентирована.

И все же есть во всей этой без преувеличения сверхнадежной системе одно слабое звено. Это человек. Тот самый человек, который своим умом и руками создает изумительные по красоте и функциональности летательные аппараты, является одновременно генератором причин для большинства авиационных катастроф. Печально, но дела обстоят именно так, и называется это явление «человеческим фактором».

Согласно статистике, непосредственно на долю «человеческого фактора» приходится 75% причин летных происшествий. Из них 65% - это разного рода ошибки или неправильные действия летного состава, 10% приходятся на долю наземного обслуживающего персонала и диспетчеров.

Интересно, что при возникновении трагических событий практически всегда имеет место одна характерная особенность. Во многих информационных источниках, далеких от авиации, при упоминании возможных причин катастроф на первое место ставится отказ техники. И обычно один из самых смакуемых (особенно в России и в неавиационной среде) является вопрос: «Сколько лет летал самолет? Он, наверное, был старым?» Такого рода высказывания неправильны по существу. В авиации нет понятия «старый самолет». Есть понятие «неподготовленный самолет».

Это совершенно логично. Ведь правильная подготовка летательного аппарата подразумевает не только элементарную заправку его топливом (которая, впрочем, не так уж и элементарна), но и всесторонний учет налета и ресурса, тщательное, до мелочей, выполнение всех многочисленных регламентов, предписаний и инструкций и обязательный контроль за всеми этими действиями.

Поэтому, следуя все той же неумолимой статистике, на долю технических неисправностей на самом деле приходится только 20% случаев катастроф. Не так уж и много. Причем даже в этих процентах в определенном смысле присутствует «человеческий фактор». Ведь, строго говоря, техническая неисправность — это результат неправильных или некорректных действий либо наземного аэродромного персонала, либо персонала заводов авиационной промышленности, либо даже, в конечном итоге, ошибок или недоработок инженеров-разработчиков и конструкторов.

К сожалению, больше половины всех тяжелых летных происшествий случается по вине пилотов. Происходит это, во-первых, потому, что человек хоть и «царь природы», но существо довольно-таки несовершенное. Летчики, в общем-то, такие же люди, как и мы с вами, и ошибки иной раз совершают даже мастера своего дела, тем более, что летают они сейчас далеко не на «кукурузниках». С этим приходится мириться, потому что как бы ни был автоматизирован современный летательный аппарат, он не может пока (пока !) обходиться без человека, как в воздухе, так и на земле.

А во-вторых, качество работы летчика напрямую зависит от качества его подготовки, как базовой, так и повседневной. А оно, в свою очередь, от положения дел в авиакомпании и, в конечном итоге, в государстве, где эта авиакомпания обретается. Этот фактор, кстати, непосредственно влияет и на техническое состояние и подготовку к полетам авиационного парка.

То есть комбинация вполне проста и понятна: есть «государственная система» — будет и качество. Ну, а если «система» развалена или медленно и с трудом восстанавливается, то рано или поздно роковое стечение обстоятельств приведет, как говорится в официальных документах, к «столкновению с землей».

Известно ведь, что 85% всех авиакатастроф приходится на страны «третьего мира», где деньги и бизнес иногда становятся важнее принципов безопасности, а государство очень прохладно относится к своей важнейшей функции в этой области — контролю. Слава богу, это бывает только иногда.

К роковым относят и учитывают также такие маловероятные события, как теракт и даже уж совсем невероятные: столкновение с НЛО, метеоритом или украинской зенитной ракетой. Все такого рода события единичны, но они имели место, не исключены, видимо, и в будущем, и на их долю приходится порядка 5% случаев.

Так говорит статистика. Точно, но сухо и беспристрастно. А главное, мрачновато все как-то на первый взгляд. «Ну и что же теперь делать? — спросите вы. — Летать или не летать?» Для ответа на этот вопрос я приготовил следующую статью.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:11 25.03.2017 Differentinfo.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Контрастное водорослевое обертывание

Контрастное водорослевое обертывание


Обертывание проводится с использованием средств косметической марки Nabocul - процедура начинается с разогрева тела при помощи массажа и соляного скраба. Одного этого воздействия достаточно для того,...


Качество алкидных эмалей

Качество алкидных эмалей


Основой производства лакокрасочных материалов (ЛКМ) в нашей стране являются алкидные связующие, несмотря на бурное развитие производства и потребления экологически чистых водоразбавляемых ЛКМ. Алкидны...


Домашнее SPA, или Как научиться любить себя?

Домашнее SPA, или Как научиться любить себя?


Часто, говоря о любви, мы подразумеваем любовь к родным и заботу о тех, кто рядом. В особенности это утверждение верно для женщин — женщины как никто другой не умеют любить себя. Оглянитесь...


Новинки кино. Что смотреть в выходные 3-4 июля? «Сумерки. Сага. Затмение» и др.

Новинки кино. Что смотреть в выходные 3-4 июл...


На этой неделе новинки проката поделились на две неравные группы, стартовавшие в среду и в четверг. В первой группе очевидный и беспрекословный фаворит этой недели, продолжение подростковой вампирской...


Вкусные рецепты: Торт Наполеон, Пирог яблочный, Конфетки мини-штолленки

Вкусные рецепты: Торт Наполеон, Пирог яблочны...


Торт НаполеонГотовим тесто для коржей. Высыпаем на стол муку и выкладываем маргарин, предварительно маргарин должен полежать некоторое время при комнатной температуре, чтобы не стал мягким. Порубить м...


Как навести порядок в компьютере?

Как навести порядок в компьютере?


Каким бы объемом жесткого диска Вы не могли похвастаться, все равно вы уже сталкивались с проблемами под названием «где найти файл, который я скинул вчера» и «что бы у...


Интересное

Отчего экскурсовод испуганно воскликнул: «Русские

Старинный Углич — это город-картинка (в парадной своей части), город-интурист. Пожалуй, в смысле туристического сервиса сейчас и ориентрирован больше на зарубежных гостей. Понятно: доходу с...

Ипотечный калькулятор: принцип работы, основные фу

Если вы желаете оценить все плюсы и минусы ипотеки на собственном опыте, не спешите оформлять справки и отправляться в поход по банкам для получения необходимых сведений. Если вы занятой человек и цен...

Вкусные рецепты: Кулич с маком и вишней, Котлеты р

Кулич с маком и вишнейТЕСТО: Перемешать муку с дрожжами. Вмешать остальные ингридиенты. Вымесить тягучее тесто. Поставить подходить, пока не увеличится вдвое. НАЧИНКА: Молоко, сахар, корицу, мак и сух...

Полезные свойства манго

Уже более 4000 лет в Индии выращивают тропический фрукт манго. Это не только вкусный, но и полезный плод. Он содержит в себе много незаменимых веществ и борется с различными недугами. Витамины манго ...

Инструменты решения прикладных задач

Настоящее время характеризуется большим ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленно...

Установка кронштейнов

В настоящее время, использование специальных кронштейнов для телевизора, приобретает все большую популярность у многих домовладельцев. Безусловно данное приспособление, позволяет эффективно расположит...

Секреты здоровья женщины

Внутри всякой женщины заключено самой природой хотение выглядеть прекрасно, быть желанной и здоровой. Вот поэтому немало женщин постоянно ищут современные средства как сделать свою кожу наиболее разгл...

Стоит ли бояться нитратов в овощах и фруктах? Скол

Как видно из предыдущей статьи, овощи и фрукты отнюдь не единственный и не самый главный источник нитратов для организма человека. Означает ли это, что весеннюю зелень можно огульно считать безоп...

Как возникло интернет-сообщество поклонников «Кин-

Эта история началась ещё в те далёкие времена, когда компьютеры были большими, телевизоры маленькими, а телефоны мобильными в пределах длины кабеля. Мне было, кажется, 19 лет, я гостил у бабушки, вал...

Каковы основные компоненты образования?

«Процесс обучения — не просто накопление данных. Это процесс понимания и открытия новых, лучших способов действовать.» Л. Рон Хаббард, философ, писатель, автор эффективной техн...

Новости развития информационнного портала:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя обширный список информативных и занимательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать нужную информацию стало легко.

Мы собрали для вас информативные и интересные статьи. У нас портале вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Стандартная система поиска позволяет вам стремительно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас считанные секунды.